Классный руководитель- педагог,
занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной
работы.
Ведущие цели классного руководителя:
- наблюдение за индивидуальным
развитием школьника
- содействие созданию
благоприятных условий для формирования его личности;
- осуществление необходимых
педагогических коррективов в системе его воспитания;
- организация необходимых воспитательных воздействий для создания
благоприятного психологического климата в классе;
- координация усилий всех взрослых и педагогов, влияющих на становление
личности воспитанников.
Основные
задачи классного руководителя:
- организация воспитывающей и развивающей деятельности, вовлекающей учащихся в
общественно-ценностные отношения;
- организация и развитие коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей
социализацию каждого ребёнка;
- помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и
обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей.
Функции классного руководителя.
А. Организация деятельности классного
коллектива.
1. Ведение журнала.
2. Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом,
правильная организация каждого коллективного творческого дела.
3. Организация дежурства по классу, по школе, по столовой.
4. Поддержка чистоты в прикреплённом кабинете.
5. Забота о внешнем виде воспитанников.
6. Организация питания.
7. Забота о финансовом обеспечении классных нужд (классный фонд, оплата
различных услуг и т. п.)
Б. Организация учебной работы классного
коллектива и отдельных учащихся.
1. Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несёт личную
ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.
2. Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, оказание им
помощи в учёбе.
3. Создание в классе обстановки, благоприятствующей в учёбе.
4. Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование отношений,
помощь в учёбе, проведение, по мере необходимости, мини-педсоветов учителей,
работающих в классе).
5. Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу
успеваемости школьника.
6. Создание условий для развития наиболее одарённых детей. Развития у них
познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки,
факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов,
экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и т. п.).
7. Развитие умения организовывать умственный труд (цикл бесед, рекомендации,
индивидуальная работа, привлечение к работе психолога).
8. Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство с
книгами, помощь в их выборе).
В.
Организация внеучебной жизни классного коллектива.
1. Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношений, их
коррекция, регулирование взаимоотношений.
2. Развитие умения общаться, воспитание ответственности перед коллективом путём
участия ученика в порученном деле, помощь в его исполнении, контроль за его
исполнением.
3. Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или
всего коллектива.
4. Всемерное вовлечение в общественно- полезную деятельность, воспитание
доброты и милосердия.
5. Охрана здоровья каждого ученика, укрепление здоровья, вовлечение в
физкультурную, спортивную работу. Организация спортивных соревнований, игр,
походов.
6. Помощь в деятельности различных детских общественных организаций.
7. Поиск интересных форм организации каждого дела, определение степени
целесообразности проведения любой встречи классного руководителя с классным
коллективом (будь то классный час, классное собрание, политчас, беседа,
откровенный разговор, огонёк и т. п.). Проведение 1 тематического классного
часа в месяц обязательно.
Г.
Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.
1. Изучение личности
школьников в соответствии с имеющимися методиками, с учётом мнения учителей,
работающих в классе, и родителей.
2. Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для
коррекции личности воспитанника.
3. Организация нравственного воспитания.
4. Воспитание политической культуры.
5. Формирование эстетической культуры.
6. Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков.
7. Привитие санитарно-гигиенических норм.
Д.
Работа с родителями.
1. Проведение тематических
родительских собраний (1 раз в четверть) и Дня открытых дверей (1 раз в
четверть).
2. Изучение условий воспитания в семье.
3. Индивидуальная работа с родителями.
4. Привлечение родителей к организации интересной, насыщенной внеучебной
деятельности классного коллектива.
Основные обязанности классного руководителя.
1. Час классного руководителя (" классный час") проводится один раз в
неделю по расписанию.
2. Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц, одно из
которых может быть общешкольным.
3. Содержание, объём, технология, и конкретные цели деятельности с конкретным
классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год.
4. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании
учебного года по установленному графику.
Права классного руководителя.
Классный
руководитель имеет право:
1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления.
2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании
деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески
применять новые методы, формы и приёмы воспитания, руководствуясь гуманным
принципом "не навреди".
4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и
защиты, при невозможности - в государственных органах власти и суда.
5. Принимать участие в выработке документов, определяющих систему материальных
доплат и стимулов за разные объёмы и результаты труда.
Классный
руководитель не имеет право:
1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или
словом.
2. Использовать отметку для наказания ученика или расправы над ним.
3. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово,
сознательно вводить в заблуждение (обманывать).
4. Использовать семью для наказания ребенка.
5. Обсуждать "за глаза" своих коллег, представлять их в невыгодном
свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
Документация и
отчетность классного руководителя.
Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:
- классный журнал;
- планы воспитательной работы с классным коллективом;
- личные дела учащихся;
- карты развития личности воспитанника;
- протоколы родительских собраний;
- дневники учащихся;
- папки с разработками воспитательных мероприятий.
Критерии оценки
труда классного руководителя.
Основными критериями оценки работы классного руководителя является:
- повышение воспитанности учащихся;
- их интеллектуальное, нравственное развитие, мировоззренческое развитие;
- отсутствие правонарушений;
- развитие ученического самоуправления.
Основным документом для оценки труда классного руководителя является
педагогический дневник, в котором отражены:
- посещение уроков;
- посещение учащихся на дому;
- ведение психолого-педагогических карт;
- индивидуальная работа учащихся;
- организация коллективных дел.
Контроль за ведением педагогических дневников осуществляется заместителем
директора школы по воспитательной работе |